group-telegram.com/beinopen/16195
Last Update:
«Нити и пряжа, главный материал де Амараль, представлены тут в разных состояниях. Внизу, в темном пространстве без окон, как отдельную инсталляцию показывают одну из самых известных ее серий – “Estelas“ (“Звезды“). Очень плотные, жесткие, покрытые левкасом и ее фирменным сусальным золотом гобелены нерегулярной формы будто бы застыли в воздухе и создают ту драматическую, почти угрожающую неподвижность, какую можно увидеть у каменных и золотых идолов».
«Арт-сообщество уже довольно давно отказалось от предубеждений, внутри которых таписерия считалась чем-то прикладным (почти дамским рукоделием), и стало рассматривать ее как часть общего художественного процесса.
Две последние Венецианские биеннале зафиксировали это положение дел, показав гобелены, ковры, квилт, вышивки наравне с другими работами современных художников. Декоративность, присущая этим практикам, перестала быть определяющим их свойством».
«Долгое время было принято считать, что новая таписерия – это ниша, которую в 1960-е нашли женщины-художницы, потому что пространство “большого” искусства, “настоящего” абстрактного экспрессионизма было занято мужчинами – Ротко, Поллок, Барнетт Ньюман, – а женщины перекладывали их живописные полотна на язык уткА и основы. Однако выбор материала – особенно такой показательный выбор женщиной очень женского материала – всегда есть выбор смысла.
Этот смысл было довольно сложно понять, видя работы разрозненно, поодиночке, – ретроспектива в Fondation Cartier делает его абсолютно ясным. Искусство де Амараль посвящено рождению (или восстановлению) гармонии из хаоса: сияющей безмятежности – из тревожной тяжести золота, геометрической четкости – из путаницы нитей, проявленному узору – из глухого переплетения. Границы между одним и другим размыты, переходы незаметны.
В работе «Agujero negro» («Черная дыра») на серебристой бахроме нарисован четкий черный круг, но бахрома эта отвернута и под ней виден второй слой, где из-под черного круга появляются золотые всполохи – свет то ли поглощается, то ли, наоборот, вырывается. Сводить края, латать прорехи, соединять лоскуты – в этом и состоит работа Ольги де Амараль, и нити для нее подходят превосходно».
Елена Стафьева – о новых смыслах текстиля на выставке художницы Ольги де Амараль в парижском Фонде современного искусства Картье. Прочитать статью полностью можно по ссылке.
BY beinopen
Share with your friend now:
group-telegram.com/beinopen/16195