group-telegram.com/kremlebezBashennik/39849
Last Update:
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" -
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества
18 + НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ИНОЗЕМЦЕВЫМ ВЛАДИСЛАВОМ ЛЕОНИДОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ИНОЗЕМЦЕВА ВЛАДИСЛАВА ЛЕОНИДОВИЧА
Помимо массы «новостей» о «мирном плане» Д.Трампа (которые выглядят, скорее, не новостями, а пересудами) и всего, что с ними связано, на выходных появились и утечки иного рода: Wall Street Journal сообщила, например, про планы Кремля объединить «Роснефть», «Газпромнефть» и ЛУКойл в новую госкорпорацию.
Несмотря на кажущуюся гротескность этого замысла, я бы отнёсся к нему со всей серьёзностью. Во-первых, реализация такого плана стала бы финалом того превращения «Роснефти» в государственную монополию, которое было начато ещё с поглощения ею «ЮКОСа» в начале 2000-х годов. Во-вторых, в Кремле действительно могут серьёзно относиться к идеям о том, будто Запад может совместно с саудовцами уронить цены на нефть, и подобная структура могла бы этому помешать. В-третьих, и это, на мой взгляд, наиболее важный момент, вызревает решение, что сверхкрупный бизнес в России не может не быть государственным (а точнее, не принадлежать тем, кто идентифицирует себя с этим государством).
Многие комментаторы поспешили заявить, что сделка не будет простой: «Газпромнефть» входит в структуру конкурирующей монополии, а ЛУКойл явлется крупнейшей частной компанией, национализировать которую будет сложно. Возможно, это и так, но я бы не стал упускать из виду два момента. С одной стороны, продажа «Газпромнефти» может стать спасением самого «Газпрома»: долг «национального достояния» превышает 7,7 трлн. рублей, в 2023 г. он получил крупнейший в истории убыток в 629 млрд. рублей, а его рыночная оценка весной этого года опускалась ниже капитализации той же «Газпромнефти» – т.е. строго говоря, компания не стоила ничего. С другой стороны, В.Алекперову, считающемуся основным акционером ЛУКойла, 74 года – и, что характерно, если до 2017-2018 гг. он говорил о том, что собирается передать компанию сыну, к чему пытался его готовить, то в последние годы тема ушла в тень (при этом владение, если оно и есть, скрыто за многими «прослойками» – 86,7% акций ЛУКойла держат различные депозитарии, и собственность на них весьма непрозрачна).
Иначе говоря: не исключено, что «сделка» по покупке «Газпромнефти» может быть технической: госбанки кредитуют «Роснефть», деньги проходят на «Газпром» как материнскую компанию, и идут в погашение долгов или налоговых обязательств; в случае с ЛУКойлом не исключено, что нынешние «собственники» лишь фронтируют государство, уже давно распоряжающееся компанией – в таком случае операция окажется формой увеличения долгов «Роснефти» с перекладыванием денег в карманы «нужных людей». Подобная стратегия может объяснять выгодность сделки для российской власти даже без приведённых выше аргументов и безотносительно к тому, насколько она повысит способности казны финансировать СВО.
Огосударствление крупного бизнеса (осуществляемое порой в предельно непрозрачной форме) – главный тренд всего путинского правления, и я не вижу причин для его перелома. Поэтому мне кажется, что гипотеза WSJ имеет под собой веские основания, и скоро мы узнаем много нового о границах (а точнее – о безграничности) экономической власти Кремля...
BY Кремлёвский безБашенник
Warning: Undefined variable $i in /var/www/group-telegram/post.php on line 260
Share with your friend now:
group-telegram.com/kremlebezBashennik/39849