group-telegram.com/topgun_spb/15669
Last Update:
Роман Романов, политконсультант, социолог, автор канала «Балтийский чай»
Бывают вещи удивительные и даже странные. Например: петербургский Комитет по внешним связям выделяет 6,7 млн. рублей, чтобы организовать Масленицу в Маскате (Оман) и Дубае (ОАЭ). Запланированы хороводы, мастер-классы по игре на балалайке, перетягивание каната, роспись игрушек, мастер-класс по танцам. Ведущие – в сарафанах и кокошниках. Продолжительность 10 дней. Заявлены цели: сохранение духовного и культурного наследия России за рубежом; популяризация в мире гуманитарных достижений Санкт-Петербурга и т.п.
Что же тут странного? Ничего, если бы на дворе был 1998 или даже 2008 год. А для 2025 года странно вот что.
Во-первых, так мы представляем себе гуманитарные достижения Санкт-Петербурга? Перетягивание каната, матрёшка, балалайка? А где же тогда гонки на медведях? Мастер-класс по распитию водки? Почему именно Петербург использует самый заезженный, клюквенный и шаблонный образ? Этот набор стереотипов десятилетиями был элементом образа «дикой России» на Западе, теперь мы сами тащим то же самое на Восток.
И если культурный экспорт ограничивается клюквенными символами, то возникает вопрос: а по праву ли Петербург называется именно культурной столицей? Возможно, стоит отдать это звание Калининграду или Вологде? А то и – страшно сказать – Москве?
Во-вторых, странное место. Страны Персидского залива после 2022 года стали местом концентрации т.н. «молчаливой оппозиции». Туда уехали те, кто побоялся открыто противопоставить себя российскому государству, но оказался неспособен жить «в воюющей с соседями стране» - продолжая на ней зарабатывать.
Попросту говоря, Дубай – запасной аэродром т.н. «партии мира». Все эти бизнесмены и эскортницы, чей жизненный путь мало связан с чтением Тургенева – вот что такое местная «русскоязычная община». Это им мы хотим транслировать наши духовные ценности и культурное наследие? Можно ли рассчитывать, что именно они начнут распространять гуманитарные достижения России?
Представьте себе: эксцентричный масленичный пир среди высоток, пальм и люксовых автомобилей. Возможно, стоит ожидать новых тиктоков о хороводах, но вряд ли именно об этом мечтали организаторы.
Если мы говорим о продвижении культуры, почему бы не направить усилия туда, где это действительно нужно и уместно? В Юго-Восточной Азии, например, есть значительные русские общины. Индонезия или Вьетнам могли бы стать площадкой для куда более плодотворных инициатив. Или страны Латинской Америки. Наконец, Сербия, где интерес к русской культуре остается высоким – и тоже большая русская община. Но вместо этого бюджетный праздник отправляется в регион, где никто, кроме пары госслужащих, не вспомнит, что такое «ручейки».
Поневоле закрадывается предположение (я уверен, ложное и фантастическое), что просто кто-то получит приятный февральский отпуск в теплых краях за госсчет. А может, это всего лишь очередной бюджетный ритуал, в котором важно лишь то, что «деньги освоены».
Если культура — это лицо нации, то стоило бы проявить чуть больше фантазии. Или хотя бы вспомнить, что культурная дипломатия — это не масленичные блины с привкусом клюквы и не перетягивание каната. Даже если канат обмотан лентами триколора.
BY ТопГан
Share with your friend now:
group-telegram.com/topgun_spb/15669