group-telegram.com/demidovoleg/11438
Last Update:
В 2024 году вышла маленькая, миленькая, интересненькая книжечка — «Чудаки города Ленинграда. Тихие герои неофициальной культуры» (СПб.: DA). Автор — Игорь Кузьмичёв, он не только историк и исследователь ленинградской культуры (преимущественно Бронзового века), но ещё и ведёт ТГ-канал — «Здесь был Майк».
В книге 7 крошечных очерков о жизни и творчестве Алика Ривина, Роальда Мандельштама, Алексея Сорокина, Валерия Черкасова, Рида Грачёва, Александра Кондратова и Евгения Ротенберга. Если вам эти имена ни о чём не говорят, бегите за «Чудаками города Ленинграда» прямо сейчас! Книга написана именно для вас!
Для тех же, кто в курсе и погружён более-менее в контекст, всё это смотрится, конечно, немного наивно. Допустим, в рамках экскурсии по городу свод подобной информации будет как раз кстати. В качестве заготовки для документального фильма — тоже. Но в рамках отдельной книги — не знаю, не знаю...
Мне не хватило более глубокого погружения. И, что всегда в подобных изданиях смущает, автор не до конца понимает, как выстраивать истории. У Игоря Кузьмичёва огромный багаж знаний. Он может написать ещё десяток таких книжечек — махоньких, хорошо иллюстрированных, читающихся за вечер. Но десяток книг не заменит одну, где есть погружение в эпоху, проводится анализ творчества разбираемых деятелей искусства, присутствует хотя бы в зачетке собственный авторский стиль (у Кузьмичёва есть, но он слишком однообразен и предсказуем).
Ещё одна проблема автора — в том, что он пишет для массового читателя, но полагает, что массовый читатель погружён в контекст. А это не так. Что «унылый постпанкер» или любой другой питерский хипстер может знать о хэппенингах филологической школы? Или — о прототипах довлатовской прозы? Надо всё это детально прописывать. Много времени и места не займёт, но картина восприятия станет объёмнее.
Ну и подбор фигур довольно странен. Поэт Ривкин, поэт Мандельштам, прозаик Сорокин, на все руки мастер Черкасов, прозаик Грачёв, на все руки мастер Кондратов, художник Ротенберг — вроде и есть система, а вроде и нет. Хочется уже не просто изложения фактологии, а чего-то оригинального (впрочем, это мои проблемы: меня испортило чтение компаративиста и герменевта Алексея Колобродова).
Кузьмичёв, надо сказать, заранее отказывается вести высоколобый разговор. Ему важно заразить читателя/слушателя — воздухом эпохи, с одной стороны (это не всегда получается), а с другой стороны — чудачеством и лёгким художественным безумием (этого в книге навалом).
Что ж, прочитали, спасибо! Будем ждать новых книг и надеяться на лучшее.
BY Тот самый Олег Демидов
Share with your friend now:
group-telegram.com/demidovoleg/11438