group-telegram.com/greenserpent/16707
Last Update:
Итоги года. Часть вторая
Война и частичная мобилизации сильно повлияли на экологические выступления в России, но не смогли отменить их полностью, как отменили все открытые выступления системной и несистемной оппозиции. Более того, экологический протест сегодня фактически единственная дозволенная форма выражения гражданского несогласия. Главным итогом года можно уверенно назвать сохранившееся гражданское общество в виде городского экологического движения. У него нет формы, нет вертикали, но его влияние на повестку велико, а масштаб и активность заметно растут. Символом этого движения стало городское дерево.
2022 год начался бурно и обещал интересное. Например, в Подмосковье в январе прошли рукопашные столкновения между защитниками Троицкого леса и охраной, нанятой муниципалитетом, защищать вырубщиков от экоактивистов. Казалось, что весь год пройдёт в похожих историях, но в конце февраля вся страна замерла в ожидании. Впрочем, оно было недолгим. Спустя полтора месяца после начала СВО в регионах возобновились общественные кампании против вмешательства в окружающую среду.
На характер экологического протеста сильное повлияла и массовая миграция противников режима. Если в прошлом году в сферу экопротеста массово перетекали оппоненты режима, переоценившие риски занятия прямой политической деятельностью, то с началом событий Украины большинство из них покинули страну. Экоактивизм вернулся к своиму изначальному состоянию, которое можно описать как непрофессионализм и неготовность к радикальным действиям. Те, чья профессия была протестовать, уехали из России и увезли с собой многие навыки организации. Но борьба против вырубок, свалок, вредных заводов и т.д., продолжилась.
Из потерь года можно отметить тот факт, что не было ни одной попытки организовать местный референдум по экологическим проблемам. В 2021 году таких референдумов готовились десятки в разных населённых пунктах России. Но и без референдумов активность экологического протеста велика и географически широка: от Стерлитамака и Красноярска до Подмосковья и Новосибирска. Протестуют не только жители больших городов, но и малых населённых пунктов и даже сельчане. Всё протестные акции объединяет низовой формат самоорганизации, самофинансирования и неполитический характер. Мы можем лишь констатировать, что неполитический экологический протест в сегодняшней России стал мейнстримовым.
Интересна и реакция власти на экопротест. Руководители на местах (губернаторы и мэры) в общем были готовы идти на контакт с протестующими и шли на контакт. Пока люди протестуют, не трогая политические темы, у них есть шансы быть услышанными в центрах принятия решений регионального и местного масштаба. Примеров, когда региональные начальники шли навстречу и выполняли требование экоактивистов стало больше, чем в спокойном 2021-м. Это также выразительный итог работы экодвижения.
BY «Зелёный» змий
Warning: Undefined variable $i in /var/www/group-telegram/post.php on line 260
Share with your friend now:
group-telegram.com/greenserpent/16707