group-telegram.com/UAnotRU/15369
Last Update:
Игорь Минтусов на КББ актуализировал достаточно редко используемый ныне термин "ресентимент", применив его к сравнению процесса поиска своей идентичности двумя восточно-славянскими народами - белорусами и украинцами.
Позволим себе немного развить его мысли о возможных вариантах развития событий в этих двух значительно различающихся ситуациях.
Так, ввиду сложности проведения независимых социологических исследований в Белоруссии и, вследствие этого, отсутствия достоверных данных о соотношении в белорусском обществе двух основных типов идентичности («Я – советский человек» и «Я - белорус, а не русский»), оценить, на какой стадии находится процесс относительной унификации, либо, напротив, усиления раскола, практически невозможно.
Хотя и можно предположить превалирование советской ментальности, поскольку процессы выстраивания белорусской идентичности, активно протекавшие в стране во второй половине 80-х - первой половине 90-х, были "подморожены" после прихода к власти Александра Лукашенко. При нем на вооружение был взят тезис Союзного государства с Россией, естественно с соответствующим идеологическим обеспечением. Соответственно, массового запуска процессов национального возрождения (или формирования национальной идентичности) не случилось.
С украинским же обществом ситуация, развивавшаяся до середины 90-х аналогичным образом, в дальнейшем стала прямо противоположной.
Два нарратива, национальный и советский ("имперский") активно конкурировали в ментальном пространстве, иногда весьма жёстко.
Во многом формируемые кардинальные различия и заложили фундамент событиям 14-го года в Крыму и на Донбассе, поскольку именно эти две территории оказались в роли украинской Вандеи. Судя по происходившему в дальнейшем, в остальных регионах, даже имперских Одессе, Харькове и Днепропетровске, критической массы обладателей советской идентичности в них не сложилось.
А после 2014 года, и в особенности после начала СВО, процессы нациестроительства и кристаллизации украинской национальной идентичности значительно ускорились.
Весьма показательным маркером изменений можно считать отношение к языкам общения, русскому и украинскому.
Согласно результатам недавнего опроса украинской социологической группы «Рейтинг» (17–18 августа), более половины опрошенных до спецоперации на Украине постоянно общались на украинском языке, четверть – иногда, каждый пятый – редко или никогда. За последние полгода количество тех, кто начал постоянно общаться на украинском, увеличилось до 64%.
86% украинцев считают (до спецоперации так считали 65%), что украинский должен быть единственным государственным языком на Украине, 10% (12%) – украинский государственный, русский язык с официальным статусом в отдельных регионах, 3% (22%) – русский язык наравне с украинским должен стать государственным на территории Украины
Таким образом, наглядно проявляются кардинальные отличия двух стран в вопросах национальной идентичности населения. Судя по всему, нынешнее положение дел будет напрямую влиять на выбор противоположных направлений развития двух стран. А российскому руководству необходимо учитывать эти различия при стратегическом планировании взаимоотношений с Белоруссией и Украиной.
BY Украина не Россия❓
Warning: Undefined variable $i in /var/www/group-telegram/post.php on line 260
Share with your friend now:
group-telegram.com/UAnotRU/15369