group-telegram.com/clubrf/38395
Last Update:
ТЕМА ДНЯ. Политолог Алексей Мухин о том, как три года СВО повлияли на внутреннюю политику: роль оппозиции сейчас исполняет Владимир Путин
24 февраля 2025 года исполнится три года с начала специальной военной операции. По просьбе «Клуба Регионов» политологи Дмитрий Журавлёв, Сергей Марков, Алексей Мартынов, Алексей Мухин, политконсультант Сергей Маркелов и социолог Виктор Потуремский подвели внутриполитические итоги минувшего трехлетия.
По мнению политолога Алексея Мухина, за время СВО россияне стали более политически развитыми, но пока добровольно соглашаются с ограничениями на обсуждение происходящих в стране событий. В этих условиях главным «оппозиционером» пришлось стать президенту Путину.
– Какие изменения и новые тренды, связанные с СВО, вы зафиксировали?
– Мы окончательно разочаровались в Западе. Раньше мы испытывали по отношению к нему некоторый пиетет, а сейчас, я так понимаю, значительное количество россиян презирает политику западных стран. Подчеркну: не западные страны, а политику западных стран, это надо четко понимать. При этом мы стали разделять общество западных стран и руководство западных стран. Это значит, что мы возвращаемся к формату Homo politicus, то есть, становимся политически развитыми. Мы стали различать соотечественников по принципу отношения к СВО. Выяснилось, что люди, которые ругали СВО, часто делали это за деньги – спасибо Дональду Трампу, он многое прояснил, упразднив USAID.
– Вы говорите о политизации общества, но где разница мнений, вообще, хоть какая-то дискуссия именно о том, что происходит в стране?
– Да, от политических оценок предпочитают пока воздерживаться. Это объяснимо, потому что существует ужесточенное законодательство, когда за критику СВО можно получить реальный срок. Общество сознательно приняло эти ограничения и с пониманием относится к ним, наблюдая за деятельностью тех самых релокантов. Но важно, чтобы с окончанием спецоперации наступила оттепель, потому что жить в постоянном напряжении очень сложно, это приводит к массовому психозу, который может проявиться на выборах.
Еще из особенностей я бы отметил то, что у нас более четкими стали политические ориентиры. Значительная часть общества отдает безусловный приоритет дисциплине и лидерским позициям политических акторов. То есть, на первый план опять вышли харизматичные лидеры общественных мнений. Это хорошо, это говорит о том, что в будущем они вполне могут реализовать свои политические амбиции, либо сохранить свои политические позиции. При этом, обратите внимание, что антикоррупционная составляющая очень хорошо чистит ряды, что я считаю важным клапаном для выхода общественного напряжения.
– Харизматики в тренде, но парламентские партии всё равно пока практически неразличимы…
– Что касается партийной жизни, то она, безусловно, обеднела в связи с вышеуказанными причинами, но появились новые другие возможности реализовать политические амбиции. Это волонтерство, оно развивается очень сильно. Это новое направление в самосознании граждан, но оно очень перспективное.
– Запрос на оппозицию сегодня остался?
– Вы будете смеяться, но роль оппозиции сейчас исполняет Владимир Владимирович Путин. Да, это парадоксально, но это факт: он чехвостит чиновников, он реально их прессует по самым разным направлениям. Фактически он сейчас исполняет обязанности оппозиции. Как долго он будет это делать, я не знаю. Но я надеюсь, что через некоторое время в России появится все-таки конструктивная оппозиция. И президент об этом, кстати, очень часто говорит, что ожидает появления конструктивной оппозиции.
#ТемаДняКлубаРегионов #интервьюКлубаРегионов