group-telegram.com/parni_plus/15830
Last Update:
Это стажерка Маша, на этой неделе в журнале «Люди Байкала» вышел мой новый текст «Мне Путин лично разрешил этих искать».
Это исследование о том, как мошенники и провокаторы используют репрессии против квир-людей в своих целях.
Все началось с того, что я увидела пост в канале Саши Казанцевой «Помыла руки». В посте под названием «Скам или товарищ майор?» Саша рассказала, что к ее подписчикам и подписчицам в личку приходят подозрительные аккаунты и предлагают познакомиться. В комментариях люди начали делиться личными историями — набралось больше сотни похожих кейсов. Канал Саши посвящен лесбийскому опыту и секс-просвету. А еще у личного канала «Девочка-Хуевочка» есть чат.
Чаты есть и у других каналов с ЛГБТ*-контентом — «Лесбулочной» и «ПарнейПлюс». Квир-люди в России всё чаще выбирают для знакомства подобные чаты за соответствующий контингент, дружескую атмосферу, возможность пообщаться в комментариях или понаблюдать за человеком со стороны перед тем, как переходить в личку.
Оказалось, что с проблемой странных «знакомств» сталкиваются не только подписчики Саши. Ее постом поделились другие квир-каналы — и снова в комментариях десятки кейсов. Подписчики и подписчица были напуганы: кто скрывается за этими аккаутами? полиция? фсб? провокаторы? как теперь общаться в интернете? можно ли говорить, что ты гей или лесбиянка, присылать свое фото? Ходить на свидания? Приглашать домой гостей из тусовки? Или это нарушает новое антиэкстремистское законодательство?
Чаты и паблики оставались последним местом, где можно было почувствовать себя внутри сообщества: едва ли в России остались очные квир-мероприятия, на которые безопасно ходить. Теперь и общение онлайн вызывает сильную тревогу и страх.
Сначала я испугалась. Я тоже сижу в Телеграме, тоже подписана на тематические каналы. И уверена, что сама бы точно ничего не заподозрила, если бы мне кто-нибудь написал «привет, давай познакомимся?». Потом подумала: я же могу об этом написать, и, возможно, кому-то станет от этого легче. Мне не хотелось, чтобы материал получился пугающим, ведь все и так напуганы. Я постаралась разобраться, что именно происходит: какие есть паттерны «знакомств», как квир-люди теперь общаются в интернете, как находят партнеров и партнерок.
Я разговаривала с юристами, чтобы понять, чем конкретно могут угрожать такие подозрительные переписки и — самое главное — как можно себя обезопасить. Вдохновившись беседами с ними, я закопалась в научной литературе, посвященной феномену преступлений на почве ненависти. Оказалось, что эта тема хорошо изучена в том числе в российским академическом пространстве.
Работать над текстом было сложно. Я отдельно расскажу об этом в другом посте, но самое очевидное — чтобы найти героев и героинь, нужно было в том числе писать им в личку «подозрительные» сообщения. Иронично :)
Было особенно ценно видеть, что, несмотря на все сложности, люди продолжают жить: знакомятся, влюбляются, ищут способы обезопасить себя, придумывают тайные знаки, и, конечно, поддерживают друг друга.
* «Движение ЛГБТ» в России признано экстремистской организацией, деятельность запрещена