group-telegram.com/rabkor/17946
Last Update:
В российских СМИ президент Сальвадора Наим Букеле удостаивается всяческих похвал - «крутой диктатор», «человек, который поборол преступность». И действительно, сравнивая Сальвадор еще несколько лет назад и сейчас, мы увидим колоссальные изменения: страна, еще некогда с самым высоким уровнем преступности в мире, разгулом банд и наркоторговцев, стала одной из самых безопасных в Западном полушарии. За «советом» о том, как побороть преступность к Букеле теперь обращаются президенты Гондураса и Эквадора, в его «мега-тюрьму» на 44 тысячи человек хотят отправлять мигрантов из США, а его правопопулистский стиль управления становится все более и более популярным в Латинской Америке.
Однако достижения в области борьбы с преступностью были достигнуты вовсе не демократическим путем: в стране несколько лет действует чрезвычайное положение, улицы городов патрулируют как полиция, так и военные, парламент страны и суд полностью подконтрольны президенту, а оппозиционные активисты наряду с бандитами становятся фигурантами уголовных дел. Несмотря на успех первоначальной политики борьбы с преступностью и возросшее доверие к президенту со стороны граждан, сейчас журналисты фиксируют новый подъем уровня преступности и насилия в стране.
Местные жители столицы, города Сан-Сальвадора и западных городов страны сообщают журналистам, что местные банды, состоящие из молодых людей, занимаются грабежом и вымогательством. Это подтверждают нам и русскоязычные граждане, которые находятся там, указывая на возросшее число преступлений и полицейских на улицах.
Несмотря на тот факт, что в стране действует чрезвычайное положение, операции полиции, по словам жителей, становятся номинальными и никак не устраняют преступность в криминальных районах.
Причину роста преступности можно увидеть непосредственно в самой политике президента Букеле. Первоначальный успех политики президента был обусловлен монополизацией власти и ответным насилием со стороны государства. И признаться честно, этот успех воодушевил страну, которая ранее жила под гнетом тотальной преступности, которую не могли побороть как левые, так и консервативные политики, которые предпочитали договариваться с бандами (подробнее об этом вы можете прочитать в нашем материале по ссылке). Однако отсутствие программ ресоциализации преступников, нищета и отсутствие работы вновь поднимают преступность на прежний уровень.
Издание World bank в конце 2024 года отмечало, что Сальвадор до сих пор остается одной из самых бедных стран региона, нищими остаются около 10% населения, а риск попасть в эту категорию присутствует почти у 40% населения (свыше 2,5 миллиона человек).
Чтобы по-настоящему искоренить бедность недостаточно сажать каждого, кто когда-либо от бедности промышлял преступностью, нужны институты ресоциализации и создание социального государства для вовлечения большего числа людей в нормальную жизнь. С одной стороны, действительно требуется применять силовые инструменты для искоренения реальных бенифициаров найма малолетних преступности (прежде всего, это люди из бизнес-элиты), но также необходима цельная социальная программа для 99% населения, гарантирующая каждому доступ к бесплатному образованию и здравоохранению.