group-telegram.com/rabkor/17999
Last Update:
Министр энергетики Сирии накануне заявил, что в Дамаск поступает нефть из северных районов страны, находящихся под контролем курдов. Речь идет о 5000 баррелях сырой нефти в сутки, которые направляются на нефтеперерабатывающий завод в Хомсе. Сейчас курды контролируют большую часть залежей нефти в стране, после падения режима Асада заняв нефтяную провинцию Дайр-эз-заур. Турецкие СМИ и националисты, в ответ на новость о начале поставок нефти в Дамаск, обвинили нового президента Сирии в предательстве и «сотрудничестве с террористами». И хотя официально Анкара не комментировала эту новость, очевидно, что действия президента Аль-Джулани не нравятся Эрдогану, который рассматривает Рожаву и Рабочую партию Курдистана как главную угрозу своему влиянию в Сирии.
Поставки нефти со стороны Рожавы осуществлялись и ранее. В 2022 году., по данным РПК, её годовой бюджет составил 780 миллионов долларов, из которых 77 % поступило от продажи нефти. Нефть шла через посредников в Дамаск и даже в Турцию. Основным выгодоприобретателем нефтяной торговли стала американская компания Delta Crescent Energy. Она добывала нефть в районах, подконтрольных курдам, и продавала её на рынке. Официальную нефтяную сделку пытался заключить Дональд Трамп в 2019 году.: по её условиям, в нефтяные районы севера Сирии американский капитал мог бы вложить до 150 миллионов долларов в инфраструктуру региона в обмен на прибыль от добычи необработанной нефти. Однако тогда сделка не состоялась и фактически зависла в воздухе.
Хотя может показаться, что Дамаск налаживает отношения с курдами, а ХТШ* официально не поддерживает протурецкие прокси из Сирийской национальной армии в войне против Рожавы, отношения между этими субъектами сирийской политики остаются весьма натянутыми. Требования курдов о федерализации Сирии были отклонены Дамаском, а в новый комитет для подготовки к национальному диалогму не вошёл ни один представитель Рожавы (5 из 7 членов комитета составляют члены ХТШ, ни один член РПК не был приглашен туда даже как наблюдатель). Более того, новая власть в Сирии напрямую зависит от поддержки Турции, которая годами спонсировала террористов из ХТШ в провинции Идлиб и продолжает это делать до сих пор. Полный разрыв с Турцией просто невыгоден Аль-Джулани.
Сейчас всё зависит от позиции США: оставит ли Трамп войска на севере Сирии или нет. Около 1500 американских солдат находятся на территориях, подконтрольных Рожаве, и в случае их вывода курды могут стать мишенью не только для Дамаска, но и для Турции. Американские войска остаются сдерживающим фактором, препятствующим нападению на Рожаву. Президент Трамп не раз заявлял о своём желании оставить Сирию с её проблемами, выведя войска и фактически предав собственного союзника.
С другой стороны, на фоне новостей о сделках Трампа с Украиной и Россией по редкоземельным металлам, возможно, президент США будет заинтересован в крупной нефтяной сделке по Сирии, для чего ему понадобится поддержка Рожавы и курдских ополчений. США уже поддерживают их вот уже 11 лет не только для борьбы с ИГИЛ*, но и для контроля над нефтяными объектами страны. К сожалению, кажется, что это один из самых благоприятных для Рожавы сценариев, который может предотвратить широкомасштабное нападение как со стороны исламистов, так и Турции.
*Исламское государство и Хайят Тахрир аш-Шам признаны террористическими организациями на территории России