group-telegram.com/iarexru/59593
Last Update:
Анкара и Будапешт создают в Европе новую силу
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в конце августа посетит с визитом Венгрию. По данным турецких СМИ, в Венгрии Эрдоган проведёт встречи с премьер-министром Виктором Орбаном в формате «один на один» и в составе делегаций.
Лидерам двух стран есть что обсудить. Тем более, что это далеко не первая личная встреча лидеров двух стран, и сейчас эксперты говорят о факторе политического альянса Турции и Венгрии с переходом их на стратегический уровень.
Чтобы объяснить истинный смысл такого союза, эксперты часто вводят в оборот рассуждения об «общем происхождении венгров и тюркских народов». Как говорил на заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств в 2018 году в Чолпон-Ате (Киргизия) сам Орбан, «венгры считают себя поздними потомками гуннов Аттилы», и «граждане страны гордятся своим гунно-тюркским происхождением и своим языком, который связан с тюркскими языками». Потом он же ввёл такой термин как «христианские турецкие земли», утверждал, что венгры — это «кипчакские тюрки» — потомки тюркского племени, происходящего из Центральной Азии, — и что Аттила Гунн является общим предком как турок, так и венгров; именно поэтому Венгрия является «христианской турецкой землёй».
Но нет ясности в том, насколько такая история влияет на реальную политику. Тем более, что ссылки Орбана на общие тюркские корни не так уж новы. Другое дело, что Орбан в союзничестве с Эрдоганом пытается создать образ «новой силы» в Европе, чтобы продвигать собственную повестку дня в переговорах с Брюсселем с опорой на Анкару. В таком контексте проблемы с перспективами вступления Швеции в НАТО становится всего лишь политически поводом для
определённого маневрирования.
Свою игру на этом направлении ведёт и Турция. Уговорив Орбана дать «зелёный свет» Швеции в НАТО, Эрдоган рассчитывает на определённые европейские дивиденды. В этой связи германское издание Frankfurter Allgemeine считает, что «Эрдоган и Орбан действуют согласованно». И Анкаре удаётся уже что-то получить. Она добилась уступок от Запада, а именно отмены санкций, введённых ранее против неё, и либерализации визового режима с Шенгеном. В свою очередь председатель комитета по иностранным делам сената Конгресса США Роберт Менендес сообщил, что ведёт переговоры с командой Байдена о возможности поставок Турции истребителей F-16. А что получила Венгрия или точнее, на что она вообще может рассчитывать в случае вступления Швеции в НАТО?
Пока события развиваются следующим образом. Глава администрации премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш намекнул, что Будапешт может не ратифицировать протокол о вступлении Швеции в НАТО «даже этой осенью». По его словам, правительство – за вступление Швеции в НАТО, а вот в «Фидес» (Венгерский гражданский союз — одна из двух крупнейших политических партий Венгрии) на этот счёт есть разные мнения.
Есть важные нюансы. Прежде всего, нет чёткого понимания причин затягивания ратификации со стороны Венгрии. Орбан в основном ссылался на технические препятствия и заверяет, что камнем на пути вступления Швеции в альянс его страна не станет. Но обговоренное с Брюсселем и Вашингтоном голосование в венгерском парламенте всякий раз откладывалось сразу после того, как срывались переговоры Орбана с ЕС по другим вопросам.
Дело дошло до прямого давления на Орбана. В Сенате Конгресса США была заблокирована продажа Венгрии американского оружия на сумму 735 млн долларов до тех пор, пока страна не одобрит вступление Швеции в НАТО.
Ближе к саммиту альянса в Вильнюсе, заявления Орбана становилась внешне более определёнными. Он стал связывать венгерскую и турецкую ратификации протоколов о вступлении Швеции в НАТО. Потом многозначительное заявление сделал МИД Венгрии Петер Сийярто. По его словам, «Орбан и Эрдоган обсуждали этот вопрос и будут постоянно обсуждать его в будущем». Именно фраза Сийярто «о будущем» создала ситуацию определённой интриги.
Так что визит Эрдогана в Будапешт обещает стать очень интересным.