⬆️☠️ Ситуация усугубилась 5-6 марта 1959 г., когда иракская компартия организовала в Мосуле Большой фестиваль мира. Среди горожан было много баасистов, и начались стычки между ними и приехавшими на мероприятие коммунистами. Командир местного гарнизона, полковник Абд аль-Ваххаб аш-Шаваф, симпатизировал баасистам и хотел поддержать их. Тем временем хаос нарастал, отдельные инциденты переросли в массовые беспорядки; коммунисты громили магазины, чьи владельцы придерживались панарабских взглядов, и сожгли ресторан, где собирались поклонники Насера. Аш-Шаваф позвонил в Багдад и испросил разрешения действовать, но не услышал вразумительного ответа. 7 марта он сам поднял мятеж. К тому времени на улицах уже шла резня между коммунистами, панарабистами, мусульманами, христианами, туркменами, арабами и курдами. Касем не вмешивался, надеясь, что его соперники — коммунисты и панарабисты — перебьют друг друга, но на восстание гарнизона пришлось отреагировать. 8 марта армия штурмовала Мосул и к следующему дню утопила его в крови при помощи вооружённых отрядов коммунистов. Далее последовали грабежи, изнасилования, стихийные суды и казни под радостное улюлюканье толпы.
🇮🇶 🇮🇶 Вскоре произошла очередная резня, на этот раз — в
Киркуке. 14 июля 1959 г. горожане отмечали первую годовщину образования Республики Ирак, и всё было хорошо, пока активисты Демократической партии Курдистана не начали скандировать лозунги против местных туркоманов и обвинять их в отсутствии патриотизма и приверженности Турции. Помимо оскорблений, в туркоманов полетели камни и пули; первого убитого, владельца кофейни, привязали к автомобилю и протащили по улицам в знак позора. Кроме того, курды схватили и убили несколько лидеров туркоманской общины. К расправе над туркоманами быстро присоединились коммунисты, члены исламских организаций и солдаты киркукского гарнизона (последние обстреливали из миномётов районы, где жили туркоманы, а также совершали карательные рейды; видных членов общины доставляли в казармы, за пять минут проводили над ними так называемый «народный суд», выносили смертные приговоры и расстреливали). Прекратить всё это удалось только к 20 июля — с большими потерями и с помощью войск, присланных из Багдада.
🇮🇶 Между тем, позиции Касема ослабевали. Ирак лихорадило, и всплывали проблемы, которые сформировались ещё в эпоху Хашимитов, — они повторялись при Касеме и в дальнейшем будут сопровождать иракскую историю и политику (курдский вопрос,
Кувейтский кризис, проблемы с Ираном и т.д.). При Касеме были приняты
весьма прогрессивные по меркам арабского мира законы; он уделял много внимания развитию армии и инвестировал в социальную сферу — но эти инвестиции не приносили мгновенных результатов. Ирак по-прежнему жил тяжело и тревожно, и лидеру государства тоже хватало причин для беспокойства. Двенадцать из шестнадцати его министров являлись членами партии «Баас», которая отвернулась от Касема из-за отказа войти в состав ОАР. Чтобы укрепить свои позиции в правительстве, Касем вступил в союз с коммунистами, — но это его не спасло.
⬇️ Продолжение следует.