group-telegram.com/anivarmenia/24527
Last Update:
В последнее время внешнеполитический курс Армении привлекает пристальное внимание экспертного сообщества. Подписание Хартии о стратегическом партнерстве с США и заявления о намерении начать процесс вступления в ЕС вызывают множество вопросов о будущем армяно-российских отношений. Известный российский политолог, научный руководитель международного дискуссионного клуба "Валдай" Дмитрий Тренин в эксклюзивном интервью ИАЦ VERELQ анализирует текущую ситуацию через призму геополитических изменений в регионе.
Как вы оцениваете подписание соглашения (Хартии) о стратегическом партнерстве между Арменией и США? Какие риски и возможности это открывает для региона Южного Кавказа с точки зрения российской политики?
Это важный шаг по уже накатанной дороге. Премьер Пашинян последовательно ведёт Армению на Запад.
Можно ли рассматривать сближение Армении с Западом как следствие охлаждения отношений с Россией, особенно в контексте неоказания помощи Еревану со стороны ОДКБ, как об этом заявляют армянские власти?
Я думаю, что всё наоборот. «Наезды» на Россию - обоснование прозападного курса. Мол, не мы уходим от России, а она нас бросила.
На ваш взгляд, в чем заключаются ключевые геополитические причины, побудившие Армению искать новые стратегические партнерства с США и ЕС, и как это может повлиять на позиции России в регионе?
Причины носят, на мой взгляд, не геополитический, а политический и идеологический характер. Курс стал оформляться с 2018 года, когда Пашинян пришёл к власти. Ему нужно было - под предлогом борьбы с коррупцией (которая, конечно, была) уничтожить карабахский клан как мощного конкурента. А его (и его команды) внешним спонсорам нужно было вышибить Армению из российской орбиты и начать строить внешнюю политику «с чистого листа». Очень помогла вторая карабахская война. Она похоронила «историческую Армению» и прорубила дорогу на запад. Очевидно, что Армения отворачивается от России.
Армения остается членом ЕАЭС и формально входит в ОДКБ, но при этом движется в сторону интеграции с ЕС и укрепляет связи с США. Насколько долго, по Вашему мнению, может продолжаться такая многовекторная политика?
Это не многовекторная политика, а переход к однозначно прозападной ориентации. Российский вице-премьер Алексей Оверчук уже сказал, что заявление о стремлении Армении вступить в ЕС означает начало её выхода из ЕАЭС: одновременное членство в обеих организациях невозможно технически. Прогнозы строить не хочу, но у меня есть ощущение, что Армения находится в очень опасном положении утраты преимуществ, которые давал союз с Россией без компенсации этих преимуществ со стороны Запада. Уход России из Армении, если он произойдёт, больно ударит по экономике страны и её населению. Власти в Ереване будут вынуждены компенсировать экономические трудности антироссийской и прозападной пропагандой.
Соглашение предусматривает сотрудничество в области безопасности и обороны, включая совместные военные учения. Как это может повлиять на российско-армянское военное сотрудничество и присутствие российской военной базы в Гюмри?
Не буду прогнозировать, но мне представляется, что баланс между Россией и Западом Пашиняну не удержать. И вряд ли это является целью его политики. Он стремится привести Армению в западный лагерь.
Как Россия может реагировать на дальнейшее дистанцирование Армении? Какие шаги могут быть предприняты для восстановления доверия и укрепления двусторонних отношений?
Восстановление доверия возможно с теми, с кем доверительные отношения в принципе возможны. Россия «приняла» Пашиняна, несмотря на тесные личные отношения Путина и Кочаряна, и пыталась выстраивать отношения с ним, не вмешиваясь во внутренние дела Армении. Сейчас доверия к Пашиняну и его правительству, как мне видится, не осталось.
✅Подписаться на Анив Армения
BY Анив Армения
Share with your friend now:
group-telegram.com/anivarmenia/24527