group-telegram.com/moscow_laundry/24716
Last Update:
Конституционный суд Румынии аннулировал итоги первого тура президентских выборов, по итогам которого в финал гонки вышли Кэлин Джорджеску (22,9%) и Елена Ласкони (19,2%). Первый — «пронациональный» политик, выступает против поддержки Украины, критикует НАТО, отрицает связь с Москвой. Вторая — классический «проевропейский». Ласкони поддержала большая часть списка кандидатов, Джорджеску двое: ультраправые Джордже Симион (14%) и Александра Пакурару (0,16%).
TikTok-стратегия. Выборы сопровождались скандалом. Проигравшие политики инициировали запрос в Конституционный суд из-за незаконной агитации Джорджеску. Не обошлось и без российского следа — румынская разведка утверждает, что массовую кампанию в TikTok в поддержку кандидата проплатила Москва. Как итог, якобы иностранное вмешательство в кампанию и неправомерное использование соцсетей стало аргументом в пользу отмены результатов первого тура — правительство установит дату новых выборов. Как известно, не можешь победить — измени правила игры.
Контекст. 1 декабря в Румынии состоялись парламентские выборы, по итогам которых крайне правые «Альянс за союз румын», Партия молодых людей и партия «Спасите Румынию» взяли 33% голосов. В противовес им четыре мейнстримные партии договорились о создании правящей коалиции. Важно другое: 33% протестных голосов и дополнительная поддержка от «политического болота», привлечённая харизмой Джорджеску, могли гарантировать ему победу во втором туре.
Сценарии. И действительно, соцопросы отдавали лидерство Джорджеску. Но перед первым туром рейтинг кандидата составлял около 1-5%. Вариантов два. (1) Румынские соцслужбы оказались крайне непрофессиональными. (2) Не нашлось сколько-нибудь достойных кандидатов, что позволило Джорджеску аккумулировать протестные голоса и поднять рейтинг с «нуля» до 50% всего за несколько недель агитации в TikTok. Ответ мы не узнаем. В отношении избирательной кампании Джорджеску возбуждено два уголовных дела — есть подозрение, что очередной первый тур может пройти уже без него.
Полилог. Экспертиза | Наши слоны