group-telegram.com/Abbasdjuma/18347
Last Update:
Аббас Джума, журналист-международник, автор Telegram-канала @Abbasdjuma
В Иране победил реформист: что нужно знать
Вопреки многочисленным прогнозам и аналитическим статьям, в которых ставка делалась на консервативный лагерь, победу во втором туре президентских выборов в Иране одержал экс-глава Минздрава реформист Масуд Пезешкиан.
В контексте выборов президента исламской республики это второй неожиданный поворот. В первом туре широко воспринимался как предпочтительный кандидат Галибаф, в то время как остальные казались гораздо более уязвимыми в силу отсутствия опыта и будучи менее популярными политиками. Но произошло то, что произошло. И я с самого начала призывал не недооценивать Пезешкиана и помнить, что он единственный реформист из шести кандидатов, а значит, ему достаётся весь либеральный электорат, в то время как консервативные тяжеловесы свой электорат вынужденно делят.
Тут есть важный нюанс. В Иране реформистский лагерь часто воздерживается от голосования, если его члены считают, что их голоса не имеют значения. Так, первый тур прошёл при рекордно низкой явке. Но во втором туре ситуация изменилась: явка составила 49,8%, так как реформисты поняли, что сейчас от них многое зависит. Пезешкиан активизировал спящий (или, как говорят в Иране, серый) электорат. Также за него, вероятно, выступило немало иранских азербайджанцев и курдов.
Что нужно знать о новом президенте
69-летний Пезешкиан родился в курдском городе Мехабад в азербайджанской семье. До Исламской революции 1979 года он изучал медицину. В постреволюционный период во время ирано-иракской войны (1980—1988) отвечал за отправку медбригад на передовую. При этом был не только полевым врачом, но и активным участником боевых действий. Политикой занялся во время президентства Мохаммада Хатами (1997—2005). В этот период Пезешкиан занимал посты замминистра здравоохранения и министра здравоохранения и медицинского образования. Когда президентом стал Махмуд Ахмадинежад, Пезешкиан ненадолго отошёл от политики и вплотную занялся медпрактикой, что принесло ему немало денег. Потом были выборы 2013 и 2021 годов. На них политик сначала ушёл сам, а потом и вовсе не был допущен. Но не сдался.
На нынешние выборы кандидат от либералов вышел под лозунгом «За Иран» как сторонник умеренных реформ, нацеленный продолжать курс на выход из международной изоляции и снятие санкций. Пезешкиан выступает за свободу интернета и женщин в Иране (критиковал власти во время хиджабных протестов в стране). На дебатах резко критиковал оппонентов по теме экономики, обещая сформировать особый комитет по контролю за правительством.
При этом надо оговориться, что Пезешкиану не чужды идеалы революции. Он религиозен, предан верховному лидеру и вряд ли будет саботировать решения последнего. Более того, он обещал работать на основе политики имама Хаменеи. Именно верховный лидер в Иране главный. На решения, принятые Хаменеи, на стратегическую политику, которую он проводит, президент серьёзно повлиять не в состоянии.
Так что, скорее всего, не стоит ожидать резкого отхода от стратегии сближения с соседями, которой придерживался Ибрагим Раиси, и углубления стратегического сотрудничества с Россией и Китаем.
Тем не менее противники Пезешкиана, опасаясь его направленности на сближение с Турцией, называют политика пантюркистом.
Очень важно отметить, что эти выборы были важны сами по себе вне зависимости от того, кто победил. Они являются эталонными даже по меркам «демократического» Запада, демонстрируя всему миру высокую степень свободы и конкуренции в иранской политике, а также инклюзивность и легитимность иранской власти.
Думаю, на Западе этот сигнал уловили, так как во втором туре выборов явка за рубежом была на целых 20% больше, чем в первом туре.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
#Иран #выборы