group-telegram.com/russicaRU/59492
Last Update:
Пока участники рынка и регулятор заняты перекладыванием друг на друга вины за «обезмасливание» рациона трудящихся, цены на сливочное масло продолжают бить рекорды.
Так, например, в Санкт-Петербурге за год цены на масло выросли на рекордные 70 %. В среднем по стране, согласно данным Росстата, с начала года сливочное масло подорожало на 25,7 %, только за последний месяц прибавив в цене 6,6 %.
Однако было бы ошибкой считать, что проблема возникла вдруг, на пустом месте, из ниоткуда.
Если посмотреть график цен за последние два года (все тот же Росстат), отчетливо видно, что после стабилизации 2022-го и некоторого снижения 1п/г 2023 года, цена на масло пошла в рост с осени прошлого года, ежемесячно прибавляя минимум по 2-3 %.
У Минсельхоза имени Дмитрия Патрушева и Оксаны Лут было предостаточно времени не только увидеть проблему, но и заблаговременно принять меры для предотвращения очередного продовольственного кризиса в стране.
Обращает внимание, что Патрушев-младший в очередной раз вызвал неудовольствие Путина.
У роста цен на масло есть как общеэкономические, так и специфические для отрасли причины.
Помимо увеличения общих для всех отраслей затрат (на оплату труда, энергию, топливо, сырье и импортные материалы и комплектующие), одной из ключевых причин роста цен на масло стало удорожание молочных жиров.
Причин тому несколько. Это и рост потребления молочных продуктов высокой жирности (+ 10 % по маслу за последние 2 года, + 21% - по жирным сливкам), и прекращение импортных поставок из Южной Америки (порядка 40 тысяч т сливочного масла в год).
Но также значимую роль сыграла и специфика российского производства, при котором довольно значимая часть молочных жиров производится методом сушки.
В результате на выходе из сырого молока производитель получает два продукта - сухое обезжиренное молоко (СОМ) и сливочное масло.
Распределение затрат и ценообразование на каждый товар внутри пары осуществляется в зависимости от рыночной конъюнктуры. А она в последний год характеризовалась падением цен и ростом запасов СОМ, что стало причиной роста отпускных цен производителей на второй товар в паре – сливочное масло.
Проще говоря, вместо того чтобы ждать кризиса, а затем спешно бросаться тушить пожар, Минсельхозу просто следовало своевременно и качественно делать свою работу, выявить наметившийся дисбаланс и принять меры для корректировки ценообразования.
При том, что описанные проблемы имеют решение. СОМ – отличный экспортный товар, востребованный на зарубежных рынках, где цены на него значительно выше, чем внутри страны. В 2024 году производители СОМ смогли получить компенсацию транспортных затрат на экспорт, что не замедлило сказаться: по итогам 1 п/г 2024 года российским поставщикам СОМа удалось значительно нарастить экспорт, потеснив, например, белорусов на рынке Казахстана.
Но уже в середине года выделенные АПК на субсидирование экспортной логистики 11 млрд закончились. С соответствующим результатом, который мы видим на ценниках. А на следующий год размер субсидии уменьшен более чем вдвое – до 5 млрд рублей.
Но вместо того, чтобы добиваться нужных объемов поддержки, а также вести работу с производителями, Дмитрий Патрушев и Оксана Лут, как и в случае предыдущего кризиса с яйцами, предпочитают просто наращивать импорт в страну зарубежной продукции гораздо более низкого качества, буквально и целенаправленно увеличивая доходы не отечественных (что им вроде как по должности положено), а зарубежных производителей.
BY НЕЗЫГАРЬ
Share with your friend now:
group-telegram.com/russicaRU/59492